«Отставка прокурора, расследующего дело о «банковском мошенничестве», отбросит расследование на много лет назад”. Об этом заявил заместитель главы Прокуратуры по борьбе с коррупцией Октавиан Якимовски после того, как на прошлой неделе 10 прокуроров Прокуратуры по борьбе с коррупцией подали в отставку из-за начала процедуры внешней проверки – веттинга.
ОКТАВИАН ЯКИМОВСКИ, замглавы Прокуратуры по борьбе с коррупцией: «Мне очень жаль, что из-за этой процедуры мы потеряли одного из ведущих прокуроров в группе по “банковскому мошенничеству”, и это, вероятно, отбросит расследование далеко назад. – На практике чем это грозит? Расследование будет приостановлено? – Расследование не прекратится, но речь идет об очень хорошо подготовленном, профессиональном и неподкупном прокуроре, который, на мой взгляд, очень хорошо знает уголовное дело.»
На вопрос, в чем причина этой отставки и произошло ли это из-за начала процедуры веттинга, Якимовский ответил, что, судя по объяснениям, его коллега не доверяет данному процессу, считая его лотереей. А самая большая проблема, по его мнению, заключается не в проверке этической или профессиональной неподкупности, а в обсуждении некоторых процессуальных решений, принятых по уголовным делам, проигранным обвинителями в суде.
ОКТАВИАН ЯКИМОВСКИ, замглавы Прокуратуры по борьбе с коррупцией: «Некоторые прокуроры считают, что когда комиссия может поставить под сомнение те или иные решения, принятые в уголовном процессе, существует риск того, что такое решение может стать причиной получения отказа в ходе процедуры веттинга, что повлечет за собой довольно серьезные последствия не только для карьеры, но и для личной жизни.»
Заместитель главы Прокуратуры по борьбе с коррупцией упомянул и дело о проведении тендера в кишиневском аэропорту после того, как ведущая программы спросила его, могут ли прокуроры самостоятельно начать уголовное расследование на основании информации, размещенной в Telegram-каналах.
ОКТАВИАН ЯКИМОВСКИ, замглавы Прокуратуры по борьбе с коррупцией: «В Республике Молдова прокуратура может начать уголовное расследование четырьмя способами. 1. По жалобе, поданной физическим лицом. 2. По сообщению лица, видевшего совершение преступления. 3. На основе самообвинения, что нечасто встречается в Республике Молдова, и, конечно же, собственное обнаружение прокурором или офицером по уголовному преследованию факта, который, по их мнению, может являться преступлением. В четвертом случае прокуроры и офицеры по уголовному преследованию получают информацию из любого источника, включая то, что вы видите на улице, что можете прочитать в Telegram-канале или на странице в Facebook, или подчерпнуть из журналистского расследования.»
На прошлой неделе в Telegram-канале блогера Евгения Лукьянюка появились фотографии из Кишиневского аэропорта, где, по его предположению, представители французской компании Lagardere уже могли проводить замеры и составлять планы по оснащению коммерческих помещений в аэропорту. Хотя тендер на аренду неиспользуемых активов аэропорта для операционных целей, предназначенных для розничной торговли, услуг питания и продажи напитков еще не проведен, и его победитель не определен.
Лукьянюк также утверждал, что в спецификацию тендера были внесены изменения: из текста на английском языке, в отличие от румынского варианта, были исключены определенные условия, из-за которых другие компании, за исключением Lagardere, не могли участвовать в тендере. Блогер призвал главу Прокуратуры по борьбе с коррупцией Веронику Драгалин тщательно проверить, соответствуют ли действия в аэропорту правовым нормам Республики Молдова. В прокуратуру обратился и председатель Ассоциации «UNIREA–ODIP» Влад Билецкий. Он подал запрос о возобновлении уголовного расследования в связи с тендером на аренду коммерческих площадей в аэропорту и законности последних изменений, внесенных в технические требования.
Ранее организация тендеров по сдаче в аренду коммерческих площадей в Кишиневском аэропорту попала в поле зрения Прокуратуры по борьбе с коррупцией, что вызвало недовольство министра инфраструктуры Андрея Спыну и председателя парламента Игоря Гросу. Однако позже прокуратура заявила, что не будет возбуждать уголовное дело по этому поводу, так как нарушения законодательства не были выявлены.