Правящая партия совершила подлог, проголосовав за более широкое толкование понятия «измена родине» в Уголовном кодексе. Об этом в передаче «Территория Свободы» на YouTube заявил исполнительный директор неправительственной организации «Amnesty International Moldova» Вячеслав Тофан. Он отметил, что ПДС заменила словосочетание «дезинформация» на «оказание помощи в целях осуществления враждебной деятельности против безопасности государства», и таким образом толкование стало более широким и расплывчатым.
ВЯЧЕСЛАВ ТОФАН, директор «Amnesty International Moldova»: «Во время публичных консультаций г-н Кириак исчерпывающе разъяснил, что он имел в виду в пункте (d) этой статьи. Там четко указано, что речь идет о дезинформации и кампаниях по дезинформации. Это угроза ограничения свободы выражения мнений. Тот аргумент, что свобода выражения мнения закреплена в Конституции Республики Молдова, и Конституция гарантирует свободу выражения мнений, также неприемлем, поскольку могут быть люди и организации, которые об этом не знают. Мы были свидетелями закрытия 13 телеканалов или приостановления действия их лицензии без решения суда. Я не говорю, что ни за что, но есть четкая процедура, прописанная в законе и международных стандартах, которую необходимо соблюдать».
Вячеслав Тофан считает, что поправка нарушает Конституцию, но еще большее беспокойство вызывает то, что прокуратура сможет применить эту статью к организациям и партиям, хотя Уголовный кодекс этого не предусматривает.
ВЯЧЕСЛАВ ТОФАН, директор «Amnesty International Moldova»: «Во время этих публичных консультаций, на которых присутствовали только представители власти и не было ни гражданского общества, ни экспертов в этой области, которые могли бы представить свою точку зрения, представитель Генеральной прокуратуры прямо отметил, что закон может применяться не только по отношению к гражданам Республики Молдова, но и к любым политическим образованиям, политическим организациям или даже политическим партиям. Если бы я присутствовал на этих публичных слушаниях, я бы спросил: «Откуда такие выводы?» Потому что в статье мы этого не видим. В статье прямо говорится только о гражданах Республики Молдова и весь шум и все эти горячие дискуссии в обществе и публичном пространстве, которые происходят, логичнее было бы провести в рамках публичных консультаций».
Тофан также заявил, что, несмотря на не очень хорошие отношения с Российской Федерацией, эта норма неприемлема и должна быть отклонена главой государства Майей Санду, поскольку теперь измена «может быть применена к чему угодно — и мы сталкиваемся с риском того, что любые критические высказывания в адрес власти могут считаться изменой».
Между тем, 7 июня, президент промульгировала закон, расширяющий понятие «государственная измена».
Ранее «Amnesty International Moldova» выступила с резкой критикой соответствующих поправок, заявив, что они представляют собой угрозу праву на свободу выражения мнений, являются расплывчатыми и открывают путь для злоупотреблений. На заседании парламента 6 июня депутаты от партии «Действие и солидарность» пересмотрели определение понятия «государственная измена» в Уголовном кодексе и приняли их в окончательном чтении голосами 55-и депутатов, несмотря на критику со стороны парламентской оппозиции, которая заявила, что будет оспаривать поправки в Уголовный кодекс в Конституционном суде.
Председатель парламентской комиссии по вопросам права, депутат от ПДС Вероника Рошка заявила, что новые положения будут применяться в соответствии с Кодексом об аудиовизуальных медиауслугах, в котором дано определение дезинформации, и Законом о государственной безопасности, в котором оговорены угрозы в этом отношении. Государственная измена наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.