Соглашение между Молдовой и Францией о сотрудничестве в сфере обороны, подписанное в Париже 7 марта и ратифицированное 25 апреля в парламенте в первом чтении, вызывает серьезное беспокойство. Об этом заявили эксперты в области обороны и права из Партии развития и консолидации Молдовы, которые утверждают, что выявили ряд серьезных рисков с точки зрения государственной безопасности. По их мнению, положения документа противоречат нейтральному статусу Республики Молдова. В числе таких положений соглашения, например контроль над воздушным пространством и средствами его защиты страной НАТО и разрешение ввести в страну военные подразделения Франции. Исходя из этого политформирование призывает правительство отказаться от ратификации соглашения.
Бывший госсекретарь Министерства обороны Владимир Илиев считает, что оборонная политика, организация и функционирование вооруженных сил должны быть частью внутренней политики государства и соответствующего министерства, без привлечения зарубежного государства .
ВЛАДИМИР ИЛИЕВ, бывший госсекретарь Минобороны: В какой степени будет осуществляться сотрудничество в сфере военной информации, особенно секретной или конфиденциальной? В какой степени иностранное государство будет участвовать в управлении человеческими, финансовыми и бюджетными ресурсами? Разве Министерство обороны не имеет возможности управлять ими без французского правительства? Возникает также вопрос, почему в нейтральной стране воздушное пространство будет контролироваться страной НАТО, обладающей ядерным оружием, или наоборот, кто будет управлять приобретенными системами ПВО – молдавские или французские военные?
В свою очередь, юрист Партии развития и консолидации Михай Гавтон утверждает, что с юридической точки зрения проект представляет собой посягательство на правовую базу Республики Молдова, нарушая военные принципы.
МИХАЙ ГАВТОН, юрист: „Когда речь идет о сотрудничестве, подразумевается, что обе стороны сотрудничают в какой-то области. По соглашению у нас есть две стороны, отправляющая сторона и принимающая сторона, где отправляющая сторона — Франция, принимающая сторона — Молдова. Более того, в данном случае в соглашении закреплены право и компетенция Франции направлять сюда вооружение, технику, создавать информационные сети на территории Республики Молдова, направлять вооруженные силы — в этом соглашении так и написано «вооруженные силы». Но хуже всего, что на данные подразделения, вооруженные силы будет распространяться правовой режим согласно договору, заключенному под ширмой или в рамках НАТО.
Юристы также обратили внимание на то, что процедура денонсирования данного Соглашения о военном сотрудничестве между Республикой Молдова и Францией не будет простой, и если наша страна решит выйти из Соглашения, оно продолжит действовать по крайней мере еще шесть месяцев.
Также юристы Партии развития и консолидации Молдовы призвали широко обсудить документ в обществе, чтобы внести в него ясность.
По данным Минобороны, законопроект, ратифицированный 25 апреля в первом чтении парламентом, рассматривается в контексте укрепления отношений двустороннего сотрудничества и приведения правовой базы в соответствие с текущей ситуацией в области безопасности. Соглашение также предусматривает сотрудничество в таких областях, как оборонная политика и планирование, реформа вооруженных сил, контроль и управление воздушным пространством, военная медицина и другие.
Мы запросили комментарий у пресс-секретаря правительства, чтобы прокомментировать заявления юристов Партии развития и консолидации Молдовы, однако не получили ответа. Мы также позвонили официальному представителю Министерства обороны Алле Дьякону, но она не ответила на наш звонок и на отправленное нами сообщение.