Улицы Кишинева превращаются в базары и стихийные рынки, потому что низкие пенсии и нищета ежедневно вынуждают пожилых людей выносить из дома пожитки и продавать их, чтобы выжить. В большинстве случаев цена этих вещей не достигает и 30 леев. Однако продавцы обходятся небольшими деньгами, которых хватает на булку хлеба, бутылку кефира и лекарства.
66-летняя Мария проработала в лаборатории более 15 лет. Но мизерная пенсия в 2300 леев, которой не хватает ни на что, заставляет ее рыться в шкафу, доставать старую, поношенную одежду и продавать ее на вокзале.
„Это мне дочь привезла из Италии, сказала: мама, бери продашь там за что-нибудь и будет тебе на хлеб, туфли — мои, платье, которое я когда-то носила, но теперь оно мне не подходит, и я его даже не ношу, потому что мне некуда идти. Или эти — когда я была более худой, они мои, чужих нет. Вот это джинсовое — моё, они все мои, шарфы, которые я носила раньше на шее, но теперь я их больше не ношу, потому что мне некуда выходить.
— По какой цене вы все продаете?
— Смотрите, 10 леев, 20, дороже у меня ничего нет, плащ отдам за 30, я его всего пару раз надевала, он новенький.
-И идёт продажа?
-Так себе, у людей нет денег, они копят на Пасху, на еду”.
Как сказала нам женщина, она никогда не думала, что окажется в такой ситуации, и ей ещё повезло — иногда ей помогают дети.
„Проходя здесь, идя за продуктами, заходя в магазин, я видела, как люди выходили сюда со стыдом, я вам честно говорю — со стыдом! И сейчас я, когда вижу сослуживцев, отворачиваюсь, чтобы они меня не видели, потому что у нас была достойная работа.
— Вы говорите, что у вас пенсия 2300, как вы справились в зимний период?
— С помощью детей, конечно, и плюс к этому я здесь стояла мёрзла”.
В другом микрорайоне города, также на тротуаре в столичном секторе Буюканы, мы увидели 69-летнюю Валентину. Она 20 лет проработала на консервном заводе, недавно перенесла несколько операций, и ее пенсии в 2600 леев не хватает ни на что, даже на лекарства. Из-за этого ей приходится продавать одежду внуков и сестры.
„У меня ещё и анемия, я отдала 400 леев только на лекарства, а ещё свет, тепло, в прошлом месяце у меня осталось всего 700 леев на еду.
— Откуда, вы сказали, у вас эта одежда?
— От внука, который вырос из них. У меня есть разные, от сестры — ночная рубашка, полотенца… Она уехала и сказала продать это, чтобы заработать на еду, ткань — тоже осталась ее. Я вот продала пару кроссовок за 20 леев, спасибо. Потому что вчера не заработала ни лея.
— А на эти 20 леев что вы собираетесь купить?
— В первую очередь я собираюсь купить хлеб, также хотелось бы и кефир, но уже не хватит. Уже в конце посмотрю, может быть, продам еще что-нибудь”.
Женщина рассказала нам, что она не так давно начала торговать на улице, но ее ужё успели оштрафовать за то, что она продает не в разрешенном месте.
„Один раз я уже заплатила.
-Сколько?
— Много. Я отдала 800 леев.
— Откуда, если вы не продаёте на столько?
— Ну, я насобирала понемногу за пару месяцев, а потом пришлось всё это отдать. Я ничего не поняла — если они приходили и прогоняли нас, я ушла и сказала, что не буду больше оставаться, — ведь откуда платить? Взять нечего.
-Каково это — быть пенсионером в Республике Молдова?
-Тяжело, тяжело, приходится довольствоваться тем, что есть, ешь кашу, мамалыжку, изредка покупая хлеб”.
На другом конце тротуара стояла еще одна женщина, сетующая на свою бедность. Вера 45 лет проработала воспитательницей, и потом еще три года после выхода на пенсию. Однако её пенсия, не достигающая и 3000 тысяч леев, заставила ее выйти на улицу и продавать игрушки своих внуков, чтобы заработать какие-то копейки.
„-Если бы у вас не было этих игрушек, что бы вы делали?
— Я не знаю, пришлось бы так и стоять, что еще делать.
— Что вы купите на 15 леев?
— Хлеб и кефир, что еще можно купить? Больше ничего не купишь. Сейчас они подняли пенсию на 153 лея это смешно, при этом, они сказали, что и так дали нам за поману, потому что государство дает нам больше, чем нам нужно.
— Каково быть пенсионером в Республике Молдова?
— Очень плохо, очень, даже не знаю — мы никогда не думали, что так будет”.
С 1 апреля пенсии были проиндексированы на 6%, увеличившись в среднем на 262 лея.
Поддержите нас, подпишите петицию против закрытия нашего телеканала