Группа персональных ассистентов провела 25 февраля акцию протеста в центре столицы, выражая недовольство в связи с тем, что кишиневская примэрия принуждает их подписывать новые контракты, которые предусматривают сокращение количества рабочих часов и соответственно уменьшение зарплаты. «Речь идет о договорах, в которых сказано, что теперь мы должны следить за детьми, которые нуждаются в круглосуточном присмотре, только четыре часа», — заявил один из родителей, принявших участие в манифестации. Со своей стороны представители примэрии заявляют, что решение было принято прозрачно и на основе оценки комиссии управления по правам ребенка.
Группа персональных ассистентов провела 25 февраля акцию протеста перед памятником Штефану чел Маре в центре столицы. Участники манифестации жаловались, что на прошлой неделе их вызвали в муниципальное управление по защите прав детей для подписания новых договоров, сокращающих вдвое рабочее время и зарплату — с четырех тысяч леев до двух тысяч.
АЛЕНА ДОРОШ, персональный ассистент: „Рабочее время сокращено с 8 до 4 часов в день, а это значит, что родители, у которых есть дети-инвалиды, фактически вынуждены подписывать дополнительные договоры, по которым они обязаны согласиться, что будут присматривать за детьми, которым нужна круглосуточная помощь, только 4 часа в день”.
Более того, Алина Дорош, организатор протеста, а также персональный ассистент у своего сына, страдающего аутизмом, рассказала, что ассистенты, которые ухаживают за нуждающимися старше 18 лет, были уведомлены о том, что их будут увольнять с первого апреля, поскольку персональная помощь взрослым будет упразднена.
На эту информацию отреагировала и Лаура Урски, которая более 10 лет была персональным ассистентом у своего отца, парализованного после инсульта.
ЛАУРА УРСКИ, личный ассистент: „Нам некуда идти, никто, кроме нас, не защитит нас, мы должны донести до них, что мы доведены до ручки. До сих пор у нас нет какого-либо ощутимого результата, у нас есть только обещания, разные планы, которые, к сожалению, больше нас исключают”.
В ответ муниципальные власти объяснили, почему сократили количество часов по уходу, и добавили, что никого не увольняли и увольнять не будут.
ТАТЬЯНА ОБОРОК, начальник Главного управления по защите прав детей: „По итогам оценки службы персональных ассистентов комиссия установила, что, поскольку ассистенты не оказывают персональную помощь нуждающимся в некоторых случаях, а только 20 часов за то, что они могут и за что получают зарплату, это предусмотрено нормативной базой, регламент обеспечивает рамки и стандарты. Поэтому мы не можем оплачивать 40 часов, если в течение этого времени ребенку не оказывается помощь”.
Недавно, на эту тему министр труда и социальной защиты заявил, что муниципий Кишинев и Гагаузия не были включены в реформу системы социальной помощи «RESTART», которая предусматривает, что все социальные работники получают зарплату из государственного бюджета, за исключением Кишинева и Гагаузии, на том основании, что в бюджетах обоих регионов достаточно денег для выплаты заработной платы персональным ассистентам.
Таким образом, местные власти обязаны выплачивать зарплату этой категории социальных работников. Представители примэрии Кишинева, однако, утверждают, что у них нет достаточных финансовых ресурсов.
Между тем в Минфине сообщили, что в госбюджете на 2024 год сумма отчислений в муниципальный бюджет Кишинева не уменьшена, а, наоборот, увеличена на 81,5 млн леев. Согласно официальным данным, в общей сложности в стране насчитывается около 7200 персональных ассистентов.