28.2 C
Кишинёв

Строительство нового жилого комплекса на месте завода «Мезон» в Кишиневе. Aргументы за и против | VIDEO

На месте завода «Мезон» в Кишиневе вскоре может начаться строительство нового жилого комплекса. 5 февраля в претуре сектора Рышкановка прошли публичные слушания по соответствующему проекту с участием проектировщика, профильных специалистов и жителей микрорайона. В план застройки вошла в том числе территория, расположенная над одной из веток Кишиневской шахты. Это вызвало опасения со стороны ряда муниципальных советников и местных жителей. Представители примэрии и проектировщики заверили, что строительство не будет начато до проведения дополнительных исследований и что благоустроенный жилой сектор с развитой инфраструктурой это лучше, чем полузаброшенная территория старого завода.

В периметре улиц Матея Басараба — Флорилор Студенческой и Московского проспекта находится обширная территория, на которой, согласно городскому плану застройки, предложенному специалистами «Кишинев проекта», планируется построить жилой комплекс на 2650 квартир. Общая площадь территории, по официальным данным, составляет 22,23 гектара. Участок завода «Мезон» в ней занимает 12,6 гектара. Часть запланированной под строительство территории находится над веткой Кишиневской шахты.

Как заявила для нашего телеканала муниципальный советник от ПДС Анетта Дабижа, нельзя давать разрешение на строительство жилого комплекса на месте, где есть риск обрушения.

АНЕТТА ДАБИЖА, муниципальный советник от ПДС: „Мы против предложенного решения. Мы за развитие города, но считаем, что от того, что предлагается, еще больше пострадает эта зона. Я считаю, что эту зону надо развивать, но по-другому. То есть, не почти 3000 тысяч квартир на небольшой территории, а другие решения, решения, направленные на устойчивое городское развитие. Возможно, почему бы нет, многофункциональный хаб, а вместе с тем жилые блоки. Только не в том количестве, в котором они представлены”.

Сегодня на заводе, где в советский период производились интегральные схемы для военной промышленности и электроника широкого потребления, большая часть помещений сдается в аренду.

Мы попытались получить комментарии у руководства «Мезона», однако на территорию завода нас не пустили и рекомендовали обращаться по всем вопросам в примэрию.

„Руководство сказало, что они здесь не имеют никакого… Это к примэрии обращайтесь по поводу стройки и всего, что там думают строить. Это они там все знают”.

Чтобы прояснить ситуацию мы обратились к специалистам Кишиневской шахты. Своды шахты, над которой располагается значительная часть Рышкановки и участок завода «Мезон» поддерживают опоры шириной от 15 до 20 метров и высотой от 5 до 9- метров.

По словам главы административного совета шахты Корнелия Пынтя, так же выглядит и ветка шахты под заводом «Мезон».

КОРНЕЛИУ ПЫНТЯ, глава админсовета АО «Кишиневская шахта»: „Она примерно выглядит по структуре так же, это та же структура шахты, но это отдельный периметр шахты. То есть, это не принадлежит акционерному обществу «Кишиневская шахта» — это не наша шахта, что там происходит я вам не скажу, потому что я не видел. Но то, что я могу понять, там уровень воды был как в шахте Кишинева, после того как мы выкачали воду уровень воды там тоже очень сильно упал”.

Сегодня в самой кишиневской шахте проводится экспертиза материала опор на постоянной основе. Это — и пробы грунта, и спецметки, которые располагаются на колоннах.

Помимо этого, по словам директора шахты Сергея Лунгу, огромное значение имеет состояние сводов.

СЕРГЕЙ ЛУНГУ, директор «Кишиневской шахты»: „В процессе разработки, пиления, добычи котельца потолок укрепляется. Вот можете посмотреть: вот эти металлические планки. Да, там забурены арматуры. Это называется анкерная крепь”.

На наш вопрос об угрозе обрушения сводов шахты под нагрузкой Корнелиу Пынтя ответил, что при советском союзе было предусмотрено использование этих шахт в качестве бомбоубежища в случае ядерной войны, и это, по его словам, говорит об их способности выдерживать большую нагрузку. При этом он заявил, что комплексная экспертиза все равно необходима.

КОРНЕЛИУ ПЫНТЯ, глава админсовета АО «Кишиневская шахта»: „Для того, чтобы понять, можно строить или нельзя строить, или если можно строить, то до какого уровня, должна быть произведена геологическая экспертиза. Только эта экспертиза скажет с точностью, можно строить или нельзя”.

Согласно представленной на публичных слушаниях концепции, большинство запланированных зданий будет от пяти до десяти этажей, но предусмотрена и доминанта: три объекта на 16, 20 и 22 этажа.

Главный специалист муниципального проектного института «Кишинев проект» Юлия Пилюгина, выступая на слушаниях, рассказала, что в зоне, под которой находится шахта, уже есть здания на 12 и 17 этажей.

ЮЛИЯ ПИЛЮГИНА, главный специалист проектного института «Кишинев проект»: „Зону для детского сада была предложена из расчета, что она не будет превышать существующие нагрузки. Но это не отменяет того, что будут проведены изыскания геотехнические”.

Представители «Кишинев проекта» заверили, что по результатам этих экспертиз будут внесены изменения в будущий проект, и что без соответствующих исследований и расчетов строительство не будет начато. В разработке проекта участвовали и иностранные специалисты в области строительства метро, мостов и спецстроений.

ДАН ШТЕФЭНАКЕ, специалистгеотехник из Румынии: „Участок без шахт — нормальный проект, а участок с шахтами — проект, который будет тщательно продуман для воплощения в жизнь, потому что подземные строения вызывают сомнения — что-то есть или нет. И мы как специалисты сможем это выяснить — каков риск или с минимален ли риск. Инвестор ставит перед собой целью найти решения, чтобы устранить этот риск”.

Некоторые из участников слушаний положительно отозвались о проекте, утверждая, что эту территорию давно необходимо преобразовать, сделать что-то полезное для города.

ДЕНИС НЕДЕОГЛО архитектор, член градостроительного совета Кишинева: „Я лично отношусь положительно (к этому проекту), потому что эта территория должна быть ревитализирована. То, что она не может быть ревитализирована в промышленность, это достаточно очевидно. Оставлять ее в заброшенном состоянии или оставлять ее в состоянии, как склады используется, как коммерческие помещения, — это не подход к освоению территории”.

ИОН ШТЕФАНИЦЭ, экс-директор Агентства по обследованию и реставрации памятников: „Я считаю необходимым расконсервировать эти городские площади, как и индустриально-промышленных территорий как и на Индустриальной , Мессаджер в том числе и в середине, Их необходимо переосмыслить и определить их назначение, необходимые в 21-м веке. Я считаю, что ради городского развития Кишинева нужно создавать рабочие места, обеспечивать городской комфорт. Ч и особенно в качестве этой концепции, потому что я ценю, что она совпадает с моим видением Кишинева — города, района, зеленого сада”.

Следует отметить, что в действующем Генеральном градостроительном плане Кишинева, утвержденном в 2007 году, указано, что данная территория предназначена для промышленных объектов и социальных целей.

Примэрия в 2023 году приступила к разработке проекта «PUZ Mezon» и дала разрешение на проектирование на этом участке жилого комплекса и размещение других объектов недвижимости.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ