Фермеры из Теленештского района вынуждены оставить весь урожай на поле. По словам аграриев, сотни тонн овощей пропадают по той причине, что закупочная цена не покрывает расходов даже на уборку и перевозку, не говоря о хранении. При этом эффективной помощи от властей, как говорят сельхозпроизводители, несмотря на свои многочисленные просьбы и обращения, они так и не увидели. В Минсельхозе пока никак не прокомментировали ситуацию и заявления фермеров.
Село Негурены Теленештского района. 2.5 гектара моркови так и остались в поле неубранными. Это свыше 100 тонн корнеплодов. Фермер Василий Негара рассказывает: вернулся из Европы пару лет назад и вложил в бизнес все заработанные деньги, а теперь ему ничего не остается, как перекопать поле и похоронить весь свой труд.
ВАСИЛИЙ НЕГАРА фермер с.Негурены Теленештский район: «Пойдет как органическое удобрение. На следующий год можем посеять сою или горох. — То есть вы просто оставите в земле и закультивируете? — Да!».
Закупочная цена на морковь, по словам фермера, не покроет затрат на уборку, перевозку и полив полей, потому даже не стал собирать свой урожай. .
ВАСИЛИЙ НЕГАРА фермер с.Негурены Теленештский район: «Цена на морковь выросла, я вложил сюда 50 тысяч леев в гектар, так у меня вышло, и это без электричества, без других затрат на работников, и это все в плюс. И семена и удобрения стоили, плюс трактор взял в аренду, отсюда и высокая цена на морковь, сюда входит и полив — один метр этой поливочной ленты стоит 95 банов, а здесь 15 тысяч метров поливочной ленты на гектар».
Сосед Василия по полю, Николай, успел убрать выращенное, но продать его тоже не может. Морковь ежедневно перебирают, в надежде сохранить урожай, которого здесь на складе больше двухсот тонн общей стоимостью более миллиона леев. В таком виде на складе морковь может пролежать месяц, максимум два. Потом, по словам фермера, она пропадет, потому что это простой склад, а не холодильник. Николай говорит, что торговые сети их продукцию закупать не хотят, а закупочная цена на рынках слишком низкая — от двух до двух с половиной леев.
НИКОЛАЙ ГЕРАСИМ фермер с.Негурены Теленештский район: «Все выросло в два-три раза в цене, это если сравнивать 2023 и 2019 годы, себестоимость одного кг выросла минимум в два раза. Это и удобрения и посевной материал, свет, вода и так далее. А цена остается той же! Еще год-два и уеду за границу, а что здесь делать? Работать в минус? ради чего мне оставаться? Ждать визитов и звонков из банка, чтобы они ежедневно приезжали и спрашивали — где деньги?»
У Сергея на поле, помимо нескольких десятков тонн капусты, остались тонны перца. Он рассказывает, что сначала не хватило денег на оплату работникам, потом ударили заморозки и было уже поздно.
СЕРГЕЙ РУСУ фермер с.Негурены Теленештский район: «Сколь здесь только перца лежит? — Около 10 тонн. Даже не знаю что делать, вот сегодня собрали немного капусты, вы наверное встретили по дороге трактор с прицепом. Собираем ее с поля, чтобы приготовить поле к следующему году, а что делать с собранной капустой-даже не знаю, сможем ли ее продать».
Фермеры говорят, что обращались за помощью к властям, но ответа нет до сих пор, только налоговая служба стала наведываться чаще.
НИКОЛАЙ ГЕРАСИМ фермер с.Негурены Теленештский район: «Мы выходили на забастовку, но там нас никто так и не услышал, абсолютно никто. выполнения обещаний ждали. У нас есть производители, которые сделали огромные инвестиции в сельское хозяйство: и холодильники, и склады построили. Мы просили сделайте хоть что нибудь, мы выходим с просьбами, но нас никто не слышит».
Из-за своего отчаянного положения все трое фермеров участвовали в протестах, которые проходили в последние недели в Кишиневе.
Мы обратились за комментариями на заявления фермеров об отсутствии поддержки со стороны государства к представителю Минсельхоза Василию Шарбану и к пресс-секретарю ведомства Даниеле Туркулец. В ответ, госсекретарь Василий Шарбан сообщил, что занят и ответит позже. Даниела Туркулец позднее написала что Министерство не получало официальных запросов от фермеров района.
Ранее, министр Боля заявил, что власти ищут решения проблем фермеров, но не могут вмешиваться в формирование рыночных цен, призывая фермеров изменить свое направление деятельности и выращивать то, что эффективно.
А пресс-секретарь правительства Даниэл Водэ, комментируя требования представителей Ассоциации «Форца Фермиерилор» заявлял для СМИ, что «власти помогают всем фермерам, а не только членам определенной ассоциации, в том числе путем выплаты субсидий, размер которых в этом году достиг одного миллиарда девятисот миллионов леев, а также возврата НДС и выдачи свидетельств о форс-мажорных обстоятельствах.