Нет никаких законных оснований для содержания Башкана Гагаузии под арестом. Учитывая, что к Евгении Гуцул не применялось никаких мер пресечения и в отношении её не вводился запрет на выезд из страны. Об этом говорят многие юристы и политические эксперты, которые сходятся в мнении, что действующая власть пытается любыми способами уничтожить оппозицию, так как очень высоки шансы, что после выборов PAS потеряет парламентское большинство.
Юрист Юрий Мэрджиняну заявил Canal 5, что прежде, чем задерживать Евгению Гуцул, власти должны были доказать, что она хочет избежать уголовной ответственности.
Но до сих пор Башкан Гагаузии не пропустила ни одного судебного заседания по возбужденному в ее отношении делу. Кроме того, в отношении Гуцул не был введен запрет на выезд из страны или населенного пункта, а значит она свободна в своих передвижениях. Тем более, что Гуцул руководит отдельным регионом, а полномочия Башкана подразумевают в том числе поездки по стране и за ее пределы.
ЮРИЙ МЭРДЖИНЯНУ, юрист
Здесь, в данной ситуации, видно, что это политический заказ. В этом даже нет сомнений. Если по уголовному делу, заведенному в 2023 году, которое они рассматривают, у нее не было никакого статуса или даже если у нее был какой-то статус – подозреваемой или свидетеля, но к ней не применялись меры пресечения, значит они не имели права сейчас её задерживать. Поскольку задержание, статья 166 Уголовно-процессуального кодекса, предусматривает наличие разумных оснований для задержания лица в качестве подозреваемого или обвиняемого. Это явный политический заказ, чтобы помешать этому человеку выехать из Республики Молдова и отправиться туда, куда она собиралась.
Кроме того, отмечает Юрий Мэрджиняну, если по уголовному делу, переданному в суд, к Евгении Гуцул применялись меры пресечения и они были исчерпаны, то их больше нельзя применять. Таким образом, правоохранительные органы своими действиями грубо нарушили основные права человека. И юрист Дорин Подлисник прокомментировал требование прокуроров об аресте Гуцул. По его словам, превентивное заключение применяется лишь к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.
Дорин Подлисник отметил, что пока дело находится на столе у судей на определенной стадии рассмотрения, а человек, в отношении которого было возбуждено это дело, не прибегал к незаконным методам, чтобы покинуть страну, его задержание является незаконным.
ДОРИН ПОДЛИСНИК, юрист
Когда мы говорим о задержании, превентивном аресте, домашнем аресте, мы всегда должны принимать во внимание уместность, необходимость и своевременность соответствующих мер. Если бы действовал запрет на выезд, и госпожа Гуцул пыталась выехать за пределы страны абсолютно законным способом, то есть, через пункт пересечения границы, ей должны были помешать пересечь границу и вернуть обратно. Если же говорить о применении такой меры, как задержание или арест, я считаю, что эти действия, скорее, носят характер давления и имеют незаконный характер. Это запугивание и давление на оппозицию, на тех, кто не согласен с властью.
В свою очередь бывший замминистра юстиции Николай Ешану считает, что задержание Евгении Гуцул является основанием для обращения в Европейский суд по правам человека с возможным неблагоприятным для Молдовы решением. В итоге из госбюджета, то есть из средств граждан, придется выплачивать компенсацию Башкану за допущенные в ее отношении правонарушения. “Абсолютно варварская мера — вмешиваться в жизнь человека, не имея на то никаких оснований. Причины, по которым они задержали ее в аэропорту, почему они не были доведены до ее сведения? Это явное дело для рассмотрения в Европейском суде по правам человека. Зачем нужно было организовывать эти маски-шоу? Я бы хотел, чтобы те, кто сейчас радуются происходящему, поставили себя на её место: человек прибыл в аэропорт, не зная,, что в ее отношении есть какой-то запрет, однако ей не дают выехать. Меня очень беспокоят эти аспекты. Наше государство до сих пор придерживается принципов советского права: что хотим, то и творим. Считаем нужным задержать – задерживаем, независимо от того, есть на это основания или нет”, – считает Николай Ешану.
НИКОЛАЙ ЕШАНУ, бывший замминистра юстиции
«Абсолютно варварская мера — вмешиваться в жизнь человека, не имея на то никаких оснований. Причины, по которым они задержали ее в аэропорту, почему они не были доведены до ее сведения? Это явное дело для рассмотрения в Европейском суде по правам человека. Зачем нужно было организовывать эти маски-шоу? Я бы хотел, чтобы те, кто сейчас радуются происходящему, поставили себя на её место: человек прибыл в аэропорт без каких-либо признаков, что в ее отношении имеется какой-то запрет, однако ей не дают выехать. Меня очень беспокоят эти аспекты. Наше государство до сих пор придерживается принципов советского права: что хотим, то и творим. Считаем нужным задержать – задерживаем, независимо от того, есть на это основания или нет».
Юрист Станислав Павловский уверен, что происходящее связано с желанием властей уничтожить оппозицию, так как власть во главе с Майей Санду в преддверии парламентских выборов всё больше теряет доверие и поддержку.
СТАНИСЛАВ ПАВЛОВСКИЙ, юрист
Рейтинг госпожи Гуцул растёт, рейтинг госпожи президента падает. Вот и всё объяснение. У меня сложилось впечатление, что молдавские власти пытаются запугать не только оппозицию, но и всё население Республики Молдова. И это происходит в преддверии парламентских выборов. На выборах этого года у PAS есть все шансы потерять своё парламентское большинство. И они предпринимают все возможные и невозможные меры, чтобы уничтожить оппозицию.
А журналист Дмитрий Чубашенко, комментируя последние события, написал в своем Телеграм-канале: “В отказе Майи Санду принимать верительные грамоты у посла России и в ее желании сгноить Башкана Гагаузии есть нечто общее: комплексы забитой сельской бабы, которая по какому- то недоразумению стала президенткой и не понимает, что это вообще такое. Для нее главное, чтобы Макрон с Урсулой по плечу гладили”, добавил Чубашенко.
ДМИТРИЙ ЧУБАШЕНКО, журналист
«В отказе Майи Санду принимать верительные грамоты у посла России и в ее желании сгноить башкана Гагаузии есть нечто общее: комплексы забитой сельской бабы, которая по какому- то недоразумению стала президенткой и не понимает, что это вообще такое. Для нее главное, чтобы Макрон с Урсулой по плечу гладили».