“Не сохранить это культурное учреждение было бы преступлением”, — таково мнение сотрудников Дворца культуры железнодорожников по поводу заявления министра инфраструктуры Владимира Боли. На днях глава ведомства предложил продать Дворец железнодорожников, чтобы на вырученные деньги погасить многомиллионные долги госпредприятия “Железная дорога Молдовы”, в том числе по зарплатам. Многие сотрудники Дворца, проработавшие здесь немало лет, заявили нашему каналу, что он стал для них вторым домом и его продажа станет настоящей болью.
Сотрудников Дворца культуры железнодорожников возмутила “гениальная” идея министра Владимира Боли выставить на продажу здание с особой для страны историей и архитектурным значением. Тем более, что их никто не поставил в известность по поводу этой инициативы. Режиссёр Дворца культуры железнодорожников Гутиера Продан считает, что если Дворец не удастся сохранить, это станет большой потерей.
ГУТИЕРА ПРОДАН, режиссёр Дворца культуры железнодорожников
– Честно говоря, я не видела само интервью, но я видела реакцию в прессе, и была озадачена, потому что сотрудники Дворца ничего об этом не знают, никто нас не ставил в известность. В остальном хочу сказать, что это было бы большОй потерей, поскольку этот Дворец является настоящим сокровищем Республики Молдова. Я говорю это, исходя из собственного опыта. Это первое здание со стеклянной крышей. Посмотрите, как здесь красиво, в Республике Молдова. И вся эта красота, которую вы здесь видите – магнолии и пальмы – растут в натуральных условиях, им уже 45 лет. Я думаю, что было бы преступлением не сохранить это культурное учреждение.
Такого же мнения придерживается и заведующая библиотекой Дворца железнодорожников. По ее словам, в случае продажи здания, все ценные книги, которые больше нигде в стране невозможно найти, будут просто утеряны.
НАДЕЖДА КНЯЗЕВА, директор библиотека Дворца культуры железнодорожников
– Этих книг нет больше нигде в Республике Молдова, это уникальная, огромная коллекция. Речь идет об инструкциях и дидактических материалах. Если учебные пособия еще можно где-то найти или скачать, то инструкций нигде больше нет, а ими руководствуется вся железная дорога.
– Предположим, что Дворец продадут, что будет со всеми этими книгами?
– Будем надеяться на лучшее, мы оптимисты, я считаю, что этот фонд всё-таки следует сохранить.
Во Дворце культуры железнодорожников проводится множество культурных мероприятий, в том числе для детей. По словам художественного руководителя учреждения, министр инфраструктуры Боля может просто оставить и сотрудников Дворца, и его посетителей без второго дома.
АНЖЕЛА КОБАРЬ-РОШКОВАН, художественный руководитель Дворца культуры железнодорожников
– Дворец культуры железнодорожников – мой второй дом. Практически здесь я и просыпаюсь, и засыпаю. Ясно одно, это будет очень печально, ведь здесь есть и малый зал, и большой — здесь можно и репетировать, и спокойно работать с детьми. Это будет очень печально.
Людмила Георгиев работает во Дворце железнодорожников с 1981 года. Сейчас она административный директор учреждения. Говорит, что ей просто трудно представить, что дальше будет с этим зданием, где она провела лучшие годы своей жизни.
ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВ, административный директор Дворца культуры железнодорожников
– В первую очередь, это очень больно, впервые узнала об этом от коллег
– После этого, что будет дальше?
– Сидим и думаем, что нас ожидает в будущем.
– Как вы считаете, Дворец в итоге может быть продан?
– Мы будем бороться за то, чтобы Дворец существовал.
– Если Дворец будет закрыт, что будете делать?
– Сидеть дома как пенсионерка.
Во Дворце культуры также находится музей истории железной дороги Молдовы. Его директор Алина Коцага считает, что историю создания и развития железной дороги в нашей стране необходимо любой ценой сохранить, чтобы передать будущим поколениям.
АЛИНА КОЦАГА, директор музея Молдавской железной дороги
– Мы, все граждане Республики Молдова, обязаны сохранять историю и культуру для последующих поколений.
Все наши посетители, что приходят в музей, остаются под впечатлением, они с радостью и благодарностью воспринимают музейные экспонаты, их историю, то, как выглядят редкие экспонаты, и пожелание наших посетителей, чтобы эта традиция продолжилась и дальше.
Не на камеру некоторые сотрудники Дворца железнодорожников предположили, что за этой инициативой министра инфраструктуры стоИт чей-то интерес, а суммы, за которую может быть продано здание, не хватит на погашение задолженности по зарплатам железнодорожников.
– Спорим, что через какое-то время, не знаю, через сколько лет, здесь один за другим появятся многоэтажные дома.
– Думаю, здесь есть чей-то интерес.
– А мы здесь всё содержим на свои деньги, ищем удобрения, моем, убираем, и сейчас, когда кто-то собирается прийти и всё это разрушить, это нас просто убивает.
Мы связались с агентом по недвижимости, чтобы узнать, за какую цену может быть продан Дворец железнодорожников. Дмитрий Тэрэбуркэ считает, что застройщики могут заинтересоваться этой территорией для возведения многоэтажных домов.
ДМИТРИЙ ТЭРЭБУРКЭ, агент по недвижимости
– Это зона C3, около двух гектаров. Если говорить о градостроительном режиме, это где-то 40.000 евро за сто квадратных метров. То есть примерно 6 миллионов. Но наши застройщики привыкли всё измерять в высотных жилых кварталах, тогда это может доходить до 12 миллионов.
Понимаете, если там можно построить 100-этажный дом, то само по себе здание, если его приобретут, будет не интересно. Его купят и на его месте обязательно появятся многоэтажные дома. Вот так в последние годы, к сожалению, строится наша градостроительная политика.
Дворец культуры железнодорожников был построен в период 1953-1955 годов. Здание было возведено как культурный центр для сотрудников железной дороги, а также для проведения культурных мероприятий, спектаклей, выставок, концертов, образовательных мероприятий и репетиций различных творческих коллективов.