Хотя Алла Немеренко, став главой Минздрава, объявила себя ярым борцом с коррупцией в системе, преступные схемы в медицине процветают, а некоторые виновные даже не привлекаются к уголовной ответственности.
Новым подтверждением процветания коррупции в здравоохранении стало сообщение о двух заведующих отделениями Флорештской районной больницы, подозреваемых во взяточничестве. Коррупционную схему раскрыли сотрудники Национального центра по борьбе с коррупцией, которые провели обыски по 20 адресам в Кишиневе, Бельцах и Флорештах — в медицинских учреждениях, медико-диагностических центрах и фармацевтических компаниях.
По данным следствия, двое врачей, действуя в сговоре с другими работниками медицинской системы, через коррупционные схемы и извлечение выгоды из влияния, выдавали пациентам направления на медицинские обследования в определенные частные диагностические центры, и за каждую справку они получали 15-процентную долю от экономических агентов за оказанную услугу.
Установлено, что та же схема использовалась с медицинскими рецептами, которые подозреваемые выдавали пациентам на фармацевтические препараты, с конкретным указанием экономического агента, у которого должны были быть приобретены лекарства, и за это они также получали деньги. В результате проведенных обысков были изъяты финансовые средства, происхождение устанавливается, образцы документов и носители информации. Национальный центр по борьбе с коррупцией опубликовал аудиозаписи, подтверждающие, что врачи направляли пациентов в определенные центры, после чего врачи получали свою долю.
— Если 500 леев было мало, почему вы мне не сказали: женщина, я вас направляю, куда следует?
— Я не поняла. Я не знаю, сколько там дают, а что?
— Нет, когда я была у вас в поликлинике, вы были недовольны, вы кричали.
— Слушайте, когда пациент уходит, я звоню. Этот человек очень занят, но я знаю, что он сможет решить эту проблему. Он спросил меня: Группа? Группа! Всё, это мы сделали, больше по телефону об этом не говорим.
Сообщается, что на период следствия двое работников Флорештской районной больницы, подозреваемые в извлечении выгоды из влияния и коррупции, находятся на свободе. Пятый канал попытался узнать в НЦБК подробности расследования: какие суммы вымогали врачи, а также, ведут ли эти схемы к высокопоставленным чиновникам, например, из Минздрава или парламента. Представитель ведомства Анжела Старински ответила нам в сообщении, что «не может предоставить данные о точной сумме, поскольку сейчас изучается вся собранная информация и обстоятельства для выяснения, как работала схема и сколько человек было в ней задействовано».
Этот случай прокомментировала и министр здравоохранения. В публикации на своей странице в Facebook Алла Немеренко признает, что ей известно о нарушениях в медицинской системе, отмечая, что «большАя часть частных медицинских центров или фармацевтических компаний держатся на коррупционных схемах с привлечением врачей из государственных учреждений». «Многие из этих схем мы пресекли сами, другие выявили сотрудники НЦБК», написала министр. Однако не уточнила, какие именно схемы она обнаружила лично, и не предоставила подробности о причастных к этому врачах. О коррупционных схемах в системе здравоохранения говорится уже много лет, но до сих пор ничего не делается, чтобы искоренить это явление.