Доля рынка строительства сократилась в объеме ВВП на 13,8% из-за чего общий показатель внутреннего валового продукта Молдовы потерял 1%, пишет «Логос-пресс».
Специалисты подсчитали, только за последние четыре года, то есть с момента прихода к власти режима PAS, из нашей страны уехало 30 тысяч строителей.
«Отрасль находится в свободном падении. Если еще в 2020 году наблюдался некоторый рост, то потом все пошло на спад. По результатам исследования, проведенного Международной организацией труда (МОТ), в целом в строительстве Молдовы насчитывается 3 тысячи 882 экономических субъекта. Из них крупных только 24 компании (из расчета количества работающего персонала). Зато микрокомпаний — 3 тысячи 273. Это говорит о катастрофической ситуации. Реально в строительстве работают только 360-370 организаций, отмечает Ион Стратулат, вице-председатель Федерации профсоюзов строительства и промышленности строительных материалов.
ИОН СТРАТУЛАТ, вице-председатель: «Федерации профсоюзов строительства и промышленности строительных материалов Отрасль находится в свободном падении. Если еще в 2020 году наблюдался некоторый рост, то потом все пошло на спад. По результатам исследования, проведенного Международной организацией труда (МОТ), в целом в строительстве Молдовы насчитывается 3 тысячи 882 экономических субъекта. Из них крупных только 24 компании (из расчета количества работающего персонала). Зато микрокомпаний — 3 тысячи 273. Это говорит о катастрофической ситуации. Реально в строительстве работают только 360-370 организаций».
При этом, по его словам, «множество структур, у которых только в уставе записана строительная деятельность и у которых нет ни базы, ни рабочей силы, ни финансовых средств для ведения такой деятельности, все равно участвуют и выигрывают в тендерах по госзакупкам». Специалисты отрасли говорят, что последние несколько лет предлагают внести изменения в закон о госзакупках, так как он, по их мнению, способствуют процветанию коррупции, но безуспешно.
В Молдове на сегодняшний день из-за коррупционных схем в строительстве — незавершенных объектов на 3 млрд леев. Как подчеркивает издание, «при проведении госзакупок 80% предложений оцениваются по минимальной цене. И тендер чаще всего выигрывает именно компания, указавшая минимальные расценки. Но при этом она может не иметь ни средств, ни условий для выполнения работ. Более того, никогда еще компания с минимальной офертой не сдала объект в эксплуатацию».
Плюс к этому, по словам вице-председателя Федерации патроната в строительстве и промышленности строительных материалов «в Молдове продолжает процветать практика политизации и распыления инвестиций. Лояльные к власти примары и компании получают доступ к инвестициям в приоритетном порядке».
В свою очередь, председатель Федерации профсоюзов Sindicons Виктор Талмач обращает внимание и на другие проблемы — низкие зарплаты в строительстве, огромный дефицит кадров и рост теневой экономики. Какую проблему не возьми — острейшая, требующая незамедлительных решений. «Больной вопрос в строительстве — процветание неформальной экономики. В 2012 году, когда мы организовывали акции протеста против нелегального труда, теневая экономика занимала в строительстве 70%. С тех пор практически ничего не изменилось, сегодня эта доля занимает более 66%. Неужели у государства нет рычагов, бороться с этим явлением?, задается вопросом Виктор Талмач.
ВИКТОР ТАЛМАЧ, председатель Федерации профсоюзов «Sindicons»: «Больной вопрос в строительстве — процветание неформальной экономики. В 2012 году, когда мы организовывали акции протеста против нелегального труда, теневая экономика занимала в строительстве 70%. С тех пор практически ничего не изменилось, сегодня эта доля занимает более 66%. Неужели у государства нет рычагов, бороться с этим явлением?»
А, что, если само государство в лице Санду-PAS и поощряет эту теневую экономику? Каких тогда адекватных решений может в этом случае ждать строительный бизнес.
Посудите сами: 70% инвестиций в строительстве приходится на госсектор, примэрии, районы, здесь же и система организации государственных закупок.
Эксперт в области недвижимости Дмитрий Тэрэбуркэ в комментарии для Пятого канала заявил, что падение строительного рынка — это следствие и показатель того, что сегодня в принципе происходит в молдавской экономике.
ДМИТРИЙ ТЭРЭБУРКЭ, эксперт в области недвижимости: «У нас глобальный, системный, тотальный кризис. Мы сконцентрировали всю экономику в Кишиневе и превратили рынок и рыночные инструменты в какой-то внутренний собственный, для определенных людей, источник обогащения и развития. Это так не работает. Невозможно включить системный административный, энергетический, социально-экономический кризис и иметь один рынок хороший. Рынок сам по себе функционирует, участники рынка, что хотят, то и творят. Примэрия города (Кишинев), что хочет, то и творит сама по себе, и правительство, что хочет, то и творит, и тоже само по себе».
По словам Дмитрия Тэрэбуркэ, складывается ощущение, что нынешняя власть понятия не имеет, куда ведет Молдову, и что необходимо предпринять для выхода из экономической деградации.
ДМИТРИЙ ТЭРЭБУРКЭ, эксперт в области недвижимости: «Мы не должны говорить, о том, вот, беда в Украине, или как хорошо в Европе, и там эти плохие или хорошие. Мы должны говорить, вот Молдова и нам нужно так, так и так. И отстаивать свои интересы. Но мы не знаем даже, как нам надо. Нам нужно, чтобы у кого-то был карман полный и за это ему бы ничего не было. Это социальная катастрофа, это геноцид, это людоедство, это я не знаю, как назвать».
Напомним, по данным Национального бюро статистики в январе-сентябре 24 года было выдано 2373 разрешения на строительство, что на 7,4% меньше, чем за тот же период 2023 года. Жилых строений — минус 3,2%, нежилых — минус 15,6%. В целом за тот же период количество выданных разрешений на строительство зданий в городской и сельской местности сократилось на 12,9% и 3%, соответственно, по сравнению с январем-сентябрем 2023 года.