70-летняя Мария Чореску живет с дочерью в маленьком доме, который вот-вот рухнет. Бедность и нищета видны с порога: глинобитный дом с прохудившейся крышей и едва стоящий забор. Пенсия в 2 500 леев – их единственный доход, но ее не хватает даже на повседневные нужды, а вкусная еда — больше мечта, чем реальность.
МАРИЯ ЧОРЕСКУ, пенсионерка: «Мы привыкли к трудностям. Могу сказать так: я никогда не была счастлива, а только плакала и плакала. Мои родители умерли, умерли бабушки и дедушки, умер муж, умерли три мои сестры, умер мой сын – одни слёзы. Я привыкла к бедности, слезам и лишениям. Тяжело… Сейчас начала варить борщ. Порезала туда морковку, картошку. – Что вы едите каждый день? – Мяса у нас нет. У меня только 6 уток, которые несутся. Нет ни кур, ни свиней. У нас, как говорится, постная еда. Не едим мяса, вообще его нет».
Мария Чореску работала учителем в начальных классах, потом трудилась на железной дороге. Говорит, что у нее остались приятные воспоминания об этих местах работы. Бывшие ученики уважают ее, но, похоже, не знают, как ей тяжело живётся.
МАРИЯ ЧОРЕСКУ, пенсионерка: «Знаете, я беру хлеб в долг, а когда получаю пенсию, расплачиваюсь. Мясо, яйца, молоко или творог не покупаем. Всё дорого, не можем позволить себе это на 2500 леев».
Зимние праздники она проведет с внуками от сына и небольшим количеством блюд на столе, где не будет деликатесов. Женщина уже не помнит, когда ела что-нибудь вкусное. В разгар зимы ей приходится собирать воду в вёдра, потому что крыша прохудилась и протекает. Кроме того, у нее мало дров, поэтому дочь каждый день ходит в лес за дровами.
— Здесь проломилась крыша и протекает, потому что у нас нет денег на шифер. А делать что-то в доме пока не поменяю крышу, не могу.
– Когда идет дождь, у вас тут всё течет?
– Течёт. Ставим вёдра, тазики. Там протекает и тут.
– Это все дрова?
— Да. Дочь ходит за ними каждый день.
– Где она их берет?
– В лесу. Лесник вошёл в наше положение, и она идёт без страха. Она не губит природу, берет только сухостой. Очень тяжело, но мы выживаем.
К энергетическому кризису Мария готовится как может – собирает свечи и огарки, жжет лучину. Женщина говорит, что власти никогда о ней не думали – когда она работала на железной дороге, зарплату не выплачивали месяцами.
– Ставим свечи, у нас их немного.
– Подготовились?
– Да…
– Как думаете, правительство заботится о вас?
– Не думаю.
– Почему?
– Ну, знаете, когда я работала на железной дороге, через сколько трудностей прошла… по 7-8 месяцев не получали зарплату. Ходили с протянутой рукой к таможенникам: “Дайте, пожалуйста, 50 леев, а то не с чем идти домой”. Часто спали на работе, подкладывая куртку под голову.
Мария не хочет ничего, кроме еды, чтобы встретить Новый год с внуками за праздничным столом.